Праздник Тун пайрам

Печать
Опубликовано 08 Май 2018 Просмотров: 1431

 Весна и лето в календарном цикле хакасами воспринимались временем возрождения жизни, в то время как осень и зима были временем угасания жизни. В каждом из этих двух циклов есть крупный  «раскрученный» общенародный праздник республиканского масштаба – это праздник Чыл пазы – Новый год – весной и праздник Тун пайрам – летом.

Год делился на период жизни и смерти, поэтому после тяжёлой зимы надо было восстановить миропорядок, освятив все вокруг: Вселенную и небо, тайгу, родовую гору, древний жертвенник, озеро, начало реки и оросительного канала. Весенние и летние обряды и праздники увеличивали, удлиняли счастливый для людей период, быстрее забывалась тяжёлая холодная зима.

Одним из самых знаменательных событий в праздничной истории хакасского народа в советский период было проведение в 1980 году первого праздника Тун пайрам.

В перечне хакасских календарных праздников именно такого праздника, как  Тун пайрам, с таким названием, не было, это новый праздник  с собирательным названием и внутренним содержанием. Он вобрал в себя комплекс ритуалов и обрядов, характерных разным праздникам весеннего цикла. Само название «Тум» в переводе с хакасского языка – первый – определяло центральное, главное положение в календаре хакасских праздников летнего цикла. Обычно в начале праздника проводился парад победителей завершившейся посевной страды, с чествованием и вручением наград и подарков.

01Тун пайрам с первого праздника имеет собственную символику. Автор этой оригинальной эмблемы – архитектор Всеволод Кильчичаков.

Первый Тун пайрам был встречен хакасским народом с большим энтузиазмом, запал в души и остался в памяти, хотя и последующие праздники не были обделены любовью и вниманием народа…

Праздник Тун пайрам почти за тридцать лет проведения стал настолько популярным и значимым событием культурной жизни республики, для участия в котором съезжаются коллективы и исполнители со всей республики….

Тун пайрам содействовал раскрытию творческого потенциала хакасского народа. К теме праздника обращались и продолжают обращаться многие специалисты различных творческих профессий. В первые же годы празднования посвятил свою песню празднику Тун пайрам  композитор Георгий Челбораков на слова Каркея Нербышева. Уже многие годы звучит песня «Тун пайрам» певца и композитора Германа Танбаева на стихи Владимира Данилюка в переводе Моисея Баинова. И уже более десяти лет звучит и третья песня «Тун пайрам» композитора Сергея Боргоякова на стихи Николая Разумова.

Картина «Тун пайрам», написанная в начале 1990-х годов художником Александром Котожековым, хранится в Художественном фонде Российской Федерации. К теме праздника Тун пайрам обращались и многие другие художники.

02Подробный сценарий проведения праздника Тун пайрам описан в книге ведущего методиста РГУ «Центр культуры и народного творчества им. С.П.Кадышева»  А.С. Тутачиковой «Тун пайрам и летний цикл хакасских праздников».

 

Тутатчикова А.С. «Тун пайрам и летний цикл хакасских праздников». Методические рекомендации для специалистов учреждений культуры Республики Хакасия. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2006. – 76 с.