Кто такой книжный блогер
Ещё несколько лет назад никто и не думал о том, что социальные сети, воспринимаемые с начала их существования как средство общения, можно применить для продвижения товаров и услуг. Не остались в стороне и издатели, увидав преимущества книжного блогинга.
Слово «блог» имеет английское происхождение и произошло от словосочетания «web log», что дословно можно перевести как «интернет-журнал событий, интернет-дневник ». Поэтому «блог» в общем смысле можно определить как интернет-ресурс, веб-сайт, содержание которого состоит из регулярно добавляемых записей, некоторого текста, изображений или мультимедиа. Характерными для блогов являются различные по объёму сообщения, дифференцированные в обратно-хронологической последовательности, когда последняя по времени запись отображается сверху.
Блоги начали набирать популярность с 1996 г., активно развиваются с 1999 г., когда компания Pyra Labs из Сан-Франциско открыла сайт Blogger.com, ставший первой бесплатной блоговой платформой.
В России в 2005 г. лидирующее место среди таких платформ занимал сайт LiveJournal (были ещё платформы ЛиРу, Дайри — именно на этих трёх платформах зародился книжный блогинг в Рунете). С появлением таких социальных сетей, как ВКонтакте, YouTube, Instagram и Telegram, блогинг получил более широкое распространение.
Добиться успеха в этом деле очень сложно, так как с появлением возможностей возросла и конкуренция. Успешными становятся лишь те, кто действительно долго и упорно работает с контентом и аудиторией, которую желает привлечь.
Примерно с середины 2015 г. книжный блогинг сформировался как отдельный и устойчивый канал информирования аудитории. Разумеется, этот факт не остался незамеченным российскими издательствами. Многие отечественные издатели решили, что блогер — это тот же журналист, только в сети, схема работы с ними стала понятной: издатель — книгу, блогер — рецензию, отзыв и т. п. Но с течением времени такой подход оказался ошибочным: блогер — это в первую очередь увлечённый человек, любящий чтение как таковое, тогда как журналист, помимо эмоциональной мотивации, имеет и финансовый интерес.
Контент книжного блогера — это фото страниц или самого блогера с книгой; фотоотчёты с выставок и различных мероприятий и т. п.; видеоконтент с YouTube-канала (может дублироваться на страницах ВКонтакте в виде прямых ссылок или превью, а в Instagram —сториз); подборки книг — контент может быть представлен на базе любой социальной сети и иметь любую форму (фотовидеотекстовый пост или сочетание этих видов).
Тематика контента может быть разной: обзоры книжных новинок/жанра, рецензии на книгу (серию, автора); посты «лучшие» / «худшие» книги; отчёты с мероприятий; рубрика «Прочитанное»; квесты и игры на книжную тематику; буктьюб-сюрпризы и др.
Самые популярные темы для видео — книжные покупки, отчёты о прочитанном, обзор на одну книгу.
Кроме обзоров на книги, блогеры часто публикуют разговорные посты о чтении и литературе в целом. В основном делается упор на современную молодёжную литературу.
Когда издательства узнали о возможности продвигать свою продукцию через блогеров, они стали присылать им для обзора именно такие книги. Это и понятно: основная аудитория социальных сетей — молодые люди, а сегмент Young Adult литературы (сокращенно — YA, дословно — «молодые взрослые» — популярное литературное направление, в первую очередь рассчитанное на подростков и молодых людей в возрасте от 12 до 20 лет) стремительно развивается.
Русскоязычный сегмент буктьюберов или книгоблогеров — явление активно развивающееся. Начинающих блогеров достаточно много, но уже есть местные звёзды. Популярность блогера начинается от 5 тыс. подписчиков, так как именно с этой цифры можно начинать сотрудничество с издательством: и многие сами проявляют инициативу, отправляя письмо в издательство о себе, получая в обмен на отклики и рецензии на издательские новинки скидки на заказ книг в фирменных магазинах и промокоды для подписчиков.
ГОРЯЧАЯ ПЯТЕРКА РОССИЙСКИХ КНИЖНЫХ БЛОГЕРОВ
- Ульяна Петрухина http://youtube.com/ulielie; http://instagram.com/ulielie;
- Екатерина Писарева, автор Telegram-канала «Читай. Смотри. Твори»;
- Наташа Клёвушкина, автор Telegram-канала о детских книгах «Библиодуш»;
- Маша Цицюрская, автор Telegram-канала «Тисовая улица».
В 2018 г. «Большая книга», ведущая литературная премия страны, запустила новую награду — «_Литблог», лауреатом которой станет лучший книжный блогер, пишущий о современной русской литературе. Всего была подана 61 заявка. Лауреатом стала Евгения Лисицына из Нижнего Новгорода, автор Telegram-канала «greenlampbooks» (https://mnogobukv.hse.ru/news/228865706.html).
Книжный блогинг в России становится эффективным маркетинговым инструментом, технологией продвижения издательской продукции. Отечественную книжную блогосферу можно считать важным социальным явлением в современном мире.
- Источник: Голева О. Книжный блогер и его роль в продвижении книжной продукции // Библиография и книговедение. – 2019. - №1.
Подготовил : Быкова Лариса, ведущий библиограф МБУк «Саяногорская ЦБС, март 2021
Добавить комментарий
Наши проекты
Архив мероприятий
Календарь мероприятий
Цитаты
"…Без книги, нет, и не может быть полного счастья у людей. Без неё нельзя воспитать человека будущего – богатого духовно, прекрасного нравственно и физически"
Л. Соболев
Директор - Головина Марина Алексеевна
655602, Республика Хакасия, г.Саяногорск, Ленинградский м-н, д. 21В, тел: 8(39042)60833, 68201, 68301, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.