Василий Суриков и Хакасия
Впервые в Минусинскую степь (Хакасско-Минусинская котловина) молодой художник Василий Суриков приехал в 1873 году по приглашению красноярского золотопромышленника Петра Ивановича Кузнецова. Сурикову необходимо было поправить здоровье, подорванное сырым климатом Санкт-Петербурга в период учёбы в Академии художеств. По совету врачей и друзей Суриков согласился поехать «на кумыс», прихватив с собой краски и этюдник.
Жил Суриков в хакасских местностях Немир, Таштып, Матур, а также на озере Шира. Они заметно отличались друг от друга своими природными особенностями: раздольная степь с огромным количеством курганов, которым поклонялись хакасы; многочисленные табуны лошадей, а совсем рядом – величественная труднопроходимая тайга.
По утверждению Сурикова, жизнь людей в Сибири отличалась от жизни в европейской части России – особыми были быт, нравы, характер людей. «В Сибири народ другой, чем в России – вольный, смелый», - делился художник впечатлениями с адресатами своих писем. В Минусинских степях Суриков увидел степных татар, живущих в глубине Сибири и сохранивших своеобразные черты быта, характерный облик кочевых и полукочевых народностей.
Находясь в Хакасии, Василий Суриков приглашал к себе и писал с натуры минусинских татар (хакасов), часто гостил в хакасских юртах.
Одна из самых известных картин Сурикова из хакасской серии – «Минусинский татарин с пищалью на сошках» - выполнена в 1873 году. Она находится в Париже, в частной коллекции Гурвича. На ней изображён охотник в длинной шубе – теер тон, которая изготавливалась из осенней овчины. Такие шубы были очень тёплыми и лёгкими. На голове – характерный головной убор – тагаяк, который носили осенью и зимой. На поясе висят оружейные принадлежности (натруска) – пороховница и огниво. Охотник прицеливается из старинного кремниевого ружья, ствол которого положен на сошку. Такое ружьё было довольно тяжёлым, с его помощью охотились на косуль, оленей, маралов.
Суриков создал ряд живописных портретов хакасских женщин: «Минусинские татарки» (1873), «Девица», «Портрет хакаски» (1909).
Практически все женщины в те годы носили традиционную одежду. Основные цвета платьев были красный, синий, зелёный, бордовый и коричневый. Ткани для праздничной одежды в основном привозили из Китая (через Туву), из Средней Азии (через бухарских купцов) и из европейской части России. На портретах нетрудно отличить замужних женщин от девушек – по причёскам. Первые носили две косы – тулун, а вторые множество косичек – сюрмес.
Зарисовки хакасов, сделанные Суриковым в Хакасии и накопленные им впечатления от особенностей их быта, одежды, вооружения имели большое значение для дальнейшего творчества художника. Они подсказали Сурикову некоторые образы, а главный итогом сделанных работ художника в Южной Сибири стала монументальная картина «Покорение Сибири Ермаком».
24 января исполнилось 174 года со дня рождения великого живописца.
Источник: Кидиекова, И. Василий Суриков в Сагайской степи // Сокровища культуры. Хакасия / главный редактор А. Тарунов. – М., 2008. – С. 156-161.
Что ещё почитать о жизни и творчестве Василия Сурикова:
- Кеменов, В. В.И. Суриков. Историческая живопись. 1870-1890 гг.. – М., 1987;
- Кончаловская, Н. Дар бесценный. – М., 1985;
- Волошин, М. Суриков. – М., 1988;
- Суриков В.И.Письма. Воспоминания о художнике. – М., 1977.
Автор: ведущий библиограф Л. Быкова
Добавить комментарий
Наши проекты
Архив мероприятий
Календарь мероприятий
Цитаты
"Нельзя никогда забывать, что книга – это величайшее благо, сгусток умственной энергии, ее никогда не заменит никакая кибернетика"
Д.П.Урсу
Директор - Головина Марина Алексеевна
655602, Республика Хакасия, г.Саяногорск, Ленинградский м-н, д. 21В, тел: 8(39042)60833, 68201, 68301, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.