Бунт «маленького человека»: поэма Александра Пушкина «Медный всадник»
На первый взгляд поэма рассказывает простую историю о петербургском наводнении 1824 года, во время которого один из жителей города сошёл с ума. На самом деле автор ставит важнейшие вопросы отношения человека и государства. На чьей стороне в этом споре поэт?
За девять лет до создания «Медного всадника» 7 ноября 1824 года в Петербурге произошло самое страшное наводнение за всю историю города. Этот потоп и стал основой для сюжета пушкинского сочинения, где одним из главных героев выступает Пётр I, а другим – “маленький человек» Евгений, просто петербуржец.
В выборе Петра I как одного из героев событий 1824 года, когда император давно умер, кроется самая интересная художественная находка Пушкина: он подменил личность царя его изваянием, которое и дало название произведению.
Бронзовую статую на Сенатской площади Петербурга изваял французский скульптор Э. Фальконе. Пушкин использовал в поэме аллегорию, заложенную скульптором: он тоже видел в Петре русское самодержавие, а в коне – поднятый им народ.
В поэме это точно выражено:
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Правда, поэта волнует, правильно ли поступил Пётр, нарушив естественный ход развития страны, насильно повернув её к Европе. Если Фальконе как бы восклицает «Пётр – герой!», то Пушкин скорее задаёт вопрос: «Пётр – герой?». Да, Россию он «поднял на дыбы», но сделал это «уздой железной».
В основной части поэмы описана несчастная судьба бедного Евгения и его возлюбленной Параши – простых жителей Петербурга. В результате наводнения Параша погибла, а Евгений сошёл с ума. Это и есть цена, которую заплатили обычные люди за то, чтобы Россия стала империей. И Пётр I, основавший город вопреки законам природы в опасном для человека месте, невольно стал виновником трагедии.
Пушкин ставит вечный вопрос: может ли историческая необходимость оправдать человеческие жертвы? Главное – интересы государства, или же человеческая жизнь священна?
Ведь своя правда и у Петра, и у Евгения. Поэт уверен, что никакие исторические обс-тоятельства не могут быть выше жизни простого человека. Великие замыслы самодержцев только тогда принесут благие плоды, когда могущество царей будет сочетаться с глубоким нравственным смыслом.
Источник:
Сартаков, Е. Русская литература. Просто о важном. Стили, направления, течения. – Москва, 2019. – С. 29-33.
Приходите в библиотеку! Читайте книги!
Ведущий библиограф Л. Быкова
Добавить комментарий
Наши проекты
Архив мероприятий
Календарь мероприятий
Цитаты
"Если мы мыслим о Культуре, это уже значит – мы мыслим и о Красоте, и о Книге как о создании прекрасном"
Н.К. Рерих
БиблиоОпрос
Как Вы оцениваете "читающего человека"?
Проголосовали: 55
Директор - Головина Марина Алексеевна
655602, Республика Хакасия, г.Саяногорск, Ленинградский м-н, д. 21В, тел: 8(39042)60833, 78046, 76801, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




