Аалчы полынар!
Среди хакасских женских украшений, созданных вышивкой бисером, кораллом и перламутром, невольно привлекают внимание своим великолепием и необычным, загадочным видом нагрудники, называемые «пого». Они представляют национальную особенность одеяния хакасок. Среди некоторых тюркских народов имеются женские нагрудные украшения, однако они отличаются и по своей форме, и по названию, и по назначению от хакасских «пого».
На некоторых каменных статуях, как например, «Улуг Хуртуях Тас» (Великая каменная старуха), относящихся к окуневской культуре (II тыс. до н. э.), имеются точно такие же нагрудники и даже головные уборы, напоминающие шапку свахи «тюльгу пѐрик». Древний культ богини плодородия, праматери, хранительницы душ человеческого потомства передавался из поколения в поколение. Во времена существования Кыргызского государства (VI-XII века) богиня плодородия была известна под названием Умай.
Республика Хакасия – многонациональный стабильно развивающийся субъект Российской Федерации, в котором проживают представители свыше ста национальностей. По данным Всероссийской переписи населения, проведённой в 2010 году, наиболее крупными этносами Хакасии являются русские – 81,7 %, хакасы – 12,1 %, немцы – 1,1 %, украинцы – 1,0 %, татары – 0,6 %. Удельный вес представителей других национальностей в общей численности населения республики составляет 3,5 %.
Источники творчества современных художников Хакасии имеют древние корни.
История распространения православия на территории Хакасии сложна, противоречива. Но при этом чрезвычайно интересна. В средние века здесь формировались ранние дошаманские культы, затем шаманизм. К концу XIX века на территории Хакасии проживало значительное количество православного населения.
Хакасия внесла большой вклад в достижение победы над фашистской Германией. Многие из тех, кто ушел на фронт, и кто остался в тылу, не дожили до этой знаменательной даты, а вместе с ними и их воспоминания. Среди них были и поэты, и писатели Хакасии. И то, что они видели, перенесли в годы войны, выразили в своих стихотворениях, рассказах, очерках.
Долгое время женская поэзия была на задворках большой литературы, хотя женщины-поэтессы были всегда. Женская поэзия – это особый мир. Мир пронзительно чувственный, одухотворенный, где есть место радости и печали, но нет – равнодушию. О чем чаще всего говорит женщина в своих стихах? Конечно, о том, что ей близко, что составляет сущность её жизни: о любви. Давайте вместе почитаем стихи современных женских поэтов Хакасии.
Окуневская культура - южносибирская археологическая культура скотоводов бронзового века (II тыс. до н. э.), распространена на территории Хакасии и южной части Красноярского края. Окуневские стелы – это устанавливавшиеся вертикально каменные плиты с выбитыми на них антропоморфными (человекообразными) и другими изображениями. Те стелы, изображения на которых исполнены объёмно, скульптурно, принято называть изваяниями.
Хакасы до принятия христианства (окончательное крещение произошло в 1876 г.) пользовались своим календарём. Ещё в период кыргызского государства, как сообщали восточные летописи, население с помощью «двенадцати животных считают годы». В настоящее время память о двенадцатилетнем животном цикле (мӱче) сохранили только люди преклонного возраста.
Много ли знаем мы, современные российские читатели, разделенные широтами наших расстояний и несхожестью языков, о духовной стороне бытия сибирских тюрков – крупнейшего этноса нашей страны? По скупым публикациям переводов поэзии хакасов можно только догадываться о размахе и силе кипения любовных страстей, выраженных в лирических народных песнях, в героических легендах и преданиях, в шаманских наговорах и других видах хакасского фольклора.
Хакасский язык относится к группе тюркских языков. В именослове народов, общающихся на этом языке, довольно много заимствований: это эвенкийские, монгольские, русские, арабские, персидские имена. Личные собственные имена исконного происхождения представляют собой у этих народов в большинстве своем имена-прозвища, даваемые по личным качествам, физическим особенностям новорожденного или взрослого человека. В качестве имён даются также названия животных, растений, предметов. То есть, именослов этих народов был сформирован на основе язычества и строго по законам язычества.
Архив новостей
Наши проекты
Календарь мероприятий
Цитаты
"Книги – это общество. Хорошая книга, как хорошее общество, просвещает и облагораживает чувства и нравы"
Н. Пирогов
Директор - Головина Марина Алексеевна
655602, Республика Хакасия, г.Саяногорск, Ленинградский м-н, д. 21В, тел: 8(39042)60833, 68201, 68301, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.